Пользователь Пароль


Пиво поможет пережить времена безденежья лучше, чем деньги помогают во времена отсутствия пива.
Морин Огле

Главная страница Отправить сообщение Отправить сообщение Структура сайта         
 Новости   Ячмень   Солод   Хмель   Пиво   Объявления   О нас 

V-Line Новости V-Line Поиск в архиве новостей V-Line
V-Line-200

РФ: Российской отрасли пива нужно найти выход на иностранные рынки
Brewery news

Конкуренция на стагнирующем рынке обостряет отношения между российскими пивоварами и втягивает их в неэффективную ценовую борьбу. Отрасли нужно найти ресурс для роста и новую объединяющую идею. И тем, и другим может стать экспорт, — рассказывает в колонке для Profibeer шеф-пивовар «ТАРКОС» Дмитрий Тарасевич.

По данным единой межведомственной информационно-статистической системы, в 2018 году в России произвели 773 млн дал пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. В 2023 году — 822 млн дал. Объемы производства за шесть лет выросли на 6%.

1% в год — это стагнация. В то же время количество предприятий на рынке не уменьшается, а растет. Данные разнятся от источника к источнику, но тренд очевиден. Например, в «Каталоге российских производителей пива» за 2020 год 1285 предприятий, на 171 больше, чем в 2018. И это при том, что еще в 2011 году примерно 600 российских пивоварен обеспечивали производство почти миллиарда декалитров пива.

Рост производственной базы быстрее рынка негативно сказывается на всех предприятиях и вынуждает их конкурировать за счет демпинга.

Российской пивоваренной отрасли тесно на родном рынке. Был бы спрос, она могла бы хоть завтра увеличить объемы производства в 1,5-2 раза. И тут встает вопрос: «А что у нас с экспортом?»

По данным ФТС, в 2021 году (с 2022 таможня временно не публикует статистику) Россия экспортировала суммарно примерно 40 млн дал пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, или примерно 5% от годового объема производства.

Для сравнения, Германия в том же 2021 году экспортировала 157 млн дал пива, или 18% от годового объема производства. Маленькая Чехия экспортировала пива чуть больше России — 52 млн дал, что составляет более четверти от всего объема чешского пива. А Нидерланды поставили на экспорт 58% от всего произведенного в стране пива — 129 млн дал! Впрочем, впереди всех Бельгия, она поставила на экспорт три четверти своего пива и опередила даже Германию — 176 млн дал.

Развитие экспорта не только позволило бы нашим пивоварам загрузить мощности, но и объединило бы всех участников рынка — и больших, и малых — вокруг большой общей идеи. Сгладило бы конфликты, позволило найти общие решения для всех проблем отрасли.

Конечно, часть рынков для российских пивоваров сейчас закрыта. Но в некоторых странах у нашего пива есть серьезные конкурентные преимущества. Например, в Китае, который занимает более 20% от всего мирового пивного рынка.

Урбанизация и повышение уровня жизни в Китае стимулируют потребление премиального и вкусового пива. На этом фоне растет импорт, например, в 2021 году он увеличился к прошлому году на 11% по объему и на 13% по стоимости.

Лидером импорта пива в Китае в стоимостном выражении является Германия: 104,7 млн долларов в 2022 году (или 20% всего импорта). Для сравнения, в том же году Россия экспортировала пива в Китай на 21,6 млн долларов. При этом у нас есть потенциал потеснить Германию не только за счет общей с Китаем сухопутной границы, которой нет у конкурентов. У российского пива очень хорошая репутация в КНР, его считают премиальным продуктом, на рынке даже появляются местные имитации с похожим дизайном.

С 2022 года китайские закупщики стали больше интересоваться российским пивом. Китай в списке крупнейших импортёров пива из России поднялся за последние годы с 11 до 3 места. Согласно опросу, представленному Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта в 2017 году, 91% из тех потребителей в КНР, кто покупал российскую продукцию, отмечают ее положительные свойства и хотят покупать ее в будущем.

Развитие экспорта может стать одной из важных общих задач российских организаций пивоваров. Опыт стран-лидеров поставщиков пива показывает, как важно наличие координирующего органа для развития экспорта.

В Германии работает Ассоциация пивоварен-экспортёров, в которой участвуют все регионы, кроме Баварии. Работают с 1946 года, представляют интересы экспортёров в госорганах на национальном и европейском уровнях и в третьих странах, консультируют по вопросам экспорта и законодательства: маркировки, акцизов, таможенного регулирования, пищевой безопасности, доступа на рынок и т.д. Готовят информационные бюллетени и регулярные статистические отчёты.

В Британии Ассоциация пива и пабов подготовила кодекс лучших практик по экспорту пива из Британии и стратегию развития экспорта, предоставляет по запросу пивоварам информацию о зарубежных рынках пива. Ведёт лоббистскую работу по развитию экспорта и продвигает соглашения о свободной торговле.

В США Brewers Association ведёт свою программу развития экспорта в сотрудничестве с профильным департаментом министерства сельского хозяйства, т.к. пиво считается сельхозпродуктом. Ассоциация и Минсельхоз делят между собой расходы на маркетинг и продвижение за рубежом. У американских пивоваров есть амбассадор в Европе, который занимается продвижением на мероприятиях.

Одно из объединений пивоваров в России могло бы взять на себя функции по развитию экспорта:

совместно с Российским экспортным центром организовывать за рубежом выставки, принимать участие в иностранных фестивалях и конкурсах пива;

организовывать поиск деловых партнеров, формировать торговые миссии, оплачивать работу бренд-амбассадоров российского пива;

организовывать патентную защиту и регистрацию ТЗ на целевых для экспорта рынках;

помогать малым и средним пивоварам с таможенной документацией;

организовывать логистику, в частности, формировать сборные контейнеры для малых и средних пивоваров, которые поодиночке не всегда могут обеспечить интересную для логистических компаний загрузку.

Технологически наши лучшие предприятия уже давно превосходят европейские. Во многих направлениях российских пивоваров можно назвать лидерами и даже пионерами: фруктово-овощные стили, портеры и стауты… Медовухи и миды — наша национальная история, а по разнообразию крафта Европа нервно курит. Осталось познакомить мир с этим разнообразием.

Развитие экспорта пива — отличная тема для взаимодействия отраслевых организаций с государством, и дело не только в росте налоговых отчислений.

Экспорт пива — это еще и экспорт тары, которую производят стекольная, алюминиевая, химическая (ПЭТ) отрасли. Это экспорт сырья — ячменя, хмеля — с несколькими ступенями переработки. Развитие экспорта пива подстегнет машиностроение, даст дополнительный заработок РЖД, логистическим компаниям.

Исследование Oxford Economics по заказу Worldwide Brewing Alliance показало: российская пивоваренная отрасль создает 801 тыс. рабочих мест. Из них 414 тыс. приходится на смежные отрасли. Это 1,1% от всего рынка труда в стране.

Если мы сможем использовать наш потенциал в развитии экспорта, пивоваренная отрасль станет одним из главных драйверов развития российской экономики. А мы, пивовары, получим большую объединяющую идею.

16 марта, 2024
V-Line-200 V-Line-200
 Ваша учетная запись   Правила и соглашения   Помощь специалистов   Архив публикаций 
Copyright © e-malt s.a., 2013 - 2024 Libra
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Если вы продолжите использовать этот сайт, мы будем считать, что вы им довольны.