Пользователь Пароль


Без хлеба нет жизни, но пиво - это сама жизнь.
Английская пословица

Главная страница Отправить сообщение Отправить сообщение Структура сайта         
 Новости   Ячмень   Солод   Хмель   Пиво   Объявления   О нас 

V-Line Новости V-Line Поиск в архиве новостей V-Line
V-Line-200

Латвия: Глава Союза пивоваров Латвии рассуждает о проблемах отрасли
Brewery news

В Латвии число предприятий уверенно сокращается, а в Литве и Эстонии растет – и за счет переехавших из Латвии тоже. А когда переехать нельзя? Ведь одно дело, если предприятие принадлежит, скажем, мировому гиганту Carlsberg, которому не составляет особых трудов закрыть латвийское производство Aldaris и перевести его в Литву, или международный концерн Orkla, который легко способен переместить куда угодно заводы Spilva, Laima, Staburadze, о чем, кстати, уже поговаривают в Латвии. Другое дело — это стопроцентно местный производитель. Как ему теперь быть?

О ситуации корреспондент Sputnik побеседовал с Владимиром Барсковым — главой Союза пивоваров Латвии и директором знаменитого завода Bauskas alus.

"Как может развиваться бизнес в стране, где рынок все меньше из-за сокращения населения? Сравните цифры. Говорят, в Латвии осталось то ли полтора миллиона жителей, то ли около двух, но не суть важно, когда, например, в Польше – сорок миллионов. Логично, что налоги в Латвии будут расти: политикам же важно компенсировать расходы государства, связанные с оттоком населения", — говорит Владимир Барсков.

«В итоге налоговая система Латвии наименее выгодна для бизнеса по сравнению с Литвой и Эстонией. Да, с января ввели прогрессивную ставку подоходного налога. Теперь для людей с обычными доходами (до 20 000 евро в год) налог будет составлять не 23%, а 20%. Бизнесу, понятно, от этого легче. Но вот в соседней Литве этот налог - 15%. И социальный налог там ниже, и другие. В целом в стране-соседке нагрузка на зарплату меньше, чем Латвии, значит, себестоимость произведенной продукции ниже – соответственно и цены в магазинах.

«Понятно, почему бизнесмены уходят из Латвии в Литву. Что касается пивной отрасли, то Латвия лишилась многих производителей: хотя бренды остались, но продукт делают в Литве или еще где-то. А когда закрываются производства, это влечет за собой колоссальные социальные последствия.

"Я в пивной отрасли более двадцати лет и помню, как один за другим закрывались заводы Varpa, Kimmel alus (бывший Rigas alus), Gulbenes alus, Latgales alus, LaCpleSa alus, Lodinga alus — это лишь самые известные. А ведь мы, производители, содержим государство налогами. На нашем заводе Bauskas alus работает 60 человек, и в прошлом году мы заплатили разных налогов 2 миллиона евро. На одного работающего выходит более 30 000 евро.

«Мы, несмотря ни на что, продолжаем работать. Но сравните цифры. В недавнем прошлом, когда на заводе делали еще и яблочный концентрированный сок, в сезон работало до 200 человек. До кризиса 2008-го мы выпускали более 500 декалитров пива в год, а сейчас только 300-350. И если сравнивать ситуацию с той, что была в начале 2000-х, сокращения у нас произошли, думаю, на 30%", — отмечает Владимир Барсков.

Многие производители уходят в Литву. Но ведь не каждое производство можно перевести из родной страны.

"В нашем случае это совершенно невозможно. Поэтому остаемся здесь и работаем преимущественно для Латвии, хотя продукция экспортируется в разные страны – даже в Англию, Ирландию, Данию и Исландию. И такая парадоксальная ситуация. В нашей стране потребляют значительно меньше пива (на одного жителя) по сравнению с Литвой и Эстонией, отдавая предпочтение слабоалкогольным коктейлям на основе спирта и самым крепким напиткам. Хотя именно в Латвии особенно богатые пивные традиции", — рассказывает собеседник.

«Да, система налогообложения теперь стала дифференцированной. Но если в результате государство будет получать меньше денег, оно должно это как-то компенсировать. Появятся какие-то дополнительные налоги, например, еще выше поднимут акциз. Уже повысился акциз на топливо, а с первого марта возрастет и на пиво. Оно весной подорожает примерно на 8-10 центов за бутылку емкостью 0,5.

«Кому-то кажется, что это немного, а на деле — существенно. Человек подходит к полке в магазине и обращает внимание на разницу в цене даже на 1-2 цента, и берет, логично, что подешевле. Малым пивоварням в этой гонке особенно тяжело – не могут демпинговать, как заводы, входящие в международные концерны.

«К тому же с апреля вступает в силу запрет на торговлю пивом в PET-бутылках. Значит, сократится оборот производства пива. Например, в Литве после того, как там запретили пиво в PET-бутылках, производство сократились на 15-20%. А в Латвии ведь есть заводы, где производство пива в PET-бутылках составляет 30% и даже 40%. Значит, будут сокращения рабочих — и государство станет меньше получать налогов. А куда страшнее то, что начнется еще больший отток населения из Латвии, где достойную работу найти крайне сложно.

"Этот год для всех пивоваров Латвии будет тяжелым – особенно у тех, кто много производил продукта в PET-бутылках. Да, в последнее время видна тенденция, что люди чаще предпочитают продукт класса "премиум" — от малых заводов. Хочется, чтобы такая тенденция сохранялась как можно дольше. Но для этого важно, чтобы у людей были соответствующие доходы. А здесь все зависит от того, насколько в нынешнем году еще повысятся цены — в том числе на газ и электроэнергию", — подчеркивает предприниматель.

Владимир Барсков возглавил завод Bauskas alus 20 лет назад. Конечно, нельзя сравнивать цены тогда и сейчас, но все же – вспомните. Тогда в Латвии бутылка 0,5 с пивом в магазине стоила 35 сантимов. А сейчас цена за продукт от местных пивоварен – 1,2 евро и выше.

"Посмотрите, какой бизнес в Латвии сейчас на первых местах. Это банки и администраторы неплатежеспособности. На последнем месте – производители. В советские годы нас учили: деньги – это эквивалент произведенной материальной ценности. Деньги должны быть инструментом в производстве. А сейчас они вообще оторвались от производства и стали самостоятельным фактором экономики.

«Сегодня экономикой руководят не производители, а деньги. И при такой ситуации экономические кризисы неизбежны. У государства одна из первичных задач – создать наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, для тех, кто производит товар. Создаются? Нет. Зато есть девиз: рынок все рассудит.

«Не рассудит он! Как в Латвии убили огромную сахарную отрасль, как уничтожали "Лиепайский металлург" и другие заводы… Рынок их не рассудил? Нет. Упомянутый девиз придумали политики, чтобы снять с себя ответственность. Им так проще всего, а производители пусть выживают как умеют. И остается лишь гадать: понимают ли политики, что они – суть государство – зависят от производителей, от наших налогов", — говорит Владимир Барсков.

03 февраля, 2018
V-Line-200 V-Line-200
 Ваша учетная запись   Правила и соглашения   Помощь специалистов   Архив публикаций 
Copyright © e-malt s.a., 2013 - 2024 Libra
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Если вы продолжите использовать этот сайт, мы будем считать, что вы им довольны.